Результаты исследования пограничных психических расстройств у студентов
Страница 11

Исходя из табл. 13, можно заметить, что отдельные типы акцентуаций по разному представлены в сравниваемых группах. Приходятся на группу риска: астеноневротичного типа - 100% от общего числа выявленного, 94,2% - психоастеничного, 90% - циклоидного, 85,7% - лабильного, 75% - истероидного и 64,3% - сенситивного типов, из чего можно сделать предварительное заключение о взаимосвязи этих черт характера с вероятностью возникновения невроза. Однако, нужно также учитывать общее число встречаемости по отдельности выявленных типов акцентуации у всего контингента.

В результате вышеизложенного типы акцентуаций можно условно разделить на 2 группы (для нашего контингента):

1. Типы, взаимосвязанные с предрасположенностью к неврозу (по мере убывания их значимости):

- Астеноневротичный

- Психоастеничный

- Циклоидный

- Лабильный

- Истероидный

- Сенситивный

2. Типы, не взаимосвязанные с предрасположенностью к неврозу:

- Гипертимный

- Эпилептоидный

- Шизоидный

- Неустойчивый

- Конформный

Разные сочетания типов акцентуаций и их взаимосвязь с предрасположенностью к неврозу требует более обширного исследования, что не входило в наши планы. Можно лишь сделать предположение, что наличие сочетаний между типами, связанными с предрасположенностью к неврозу, может служить благоприятной почвой для его возникновения.

Использование метода линейной корреляции с учетом всем данных исследования (анкетные данные и результаты методик) выявил следующие связи:

Респонденты, имеющие высокие показатель по ТАШ, оценивали свое здоровье как неудовлетворительное (r =0,4; р < 0,01), чаще указывали на необходимость консультации психолога (r =0,52; р < 0,01), имеют семью (r =0,25; р < 0,05), имеют высокую вероятность возникновения невроза (r =0,44; р < 0,01), указывают на проблемы со сном (r =0,26; р < 0,05).

Студенты с высокой вероятностью возникновения невроза указывают на конфликты с окружающими (r =0,29; р < 0,05), имеют проблемы со сном (r =0,43; р < 0,01), нуждаются в консультации психолога (r =0,38; р < 0,05), оценивают свое здоровье как неудовлетворительное (r =0,38; р < 0,05), находятся в состоянии фрустрированности (r =0,5; р < 0,01).

Высокий уровень социальной фрустрированности сочетается с наличием конфликтов с окружающими (r =0,46; р < 0,01), и наличием проблем со сном (r =0,5; р < 0,01), с соматическим неблагополучием (r =0,24; р < 0,05).

Предрасположены к истерическому типу акцентуации характера женщины (r =0,28; р < 0,05), Респонденты с гипертимным, циклотимным и истерическим типом указывали на психотравмирующие ситуации в их жизни (r =0,34; р < 0,05 и r =0,27; р < 0,05, r =0,27; р < 0,05).

Соматическое неблагополучие коррелирует с астеноневротическим типом (r =0,26; р < 0,05). Смешанные типы встречаются у старших курсов (r =0,24; р < 0,05).

Студенты, имеющие семью и сочетающие работу и учебу, указывают на психотравмирующие ситуации в прошлом (r = 0,29; р < 0,05 и r =0,34; р < 0,05). Работающие студенты указывают на конфликты с окружающими (r =0,34; р < 0,05), и нуждаются в консультации психолога (r =0,24; р < 0,05). Наличие конфликтов с окружающими коррелирует с нарушением сна (r =0,27; р < 0,05), и соматическим неблагополучием (r =0,3; р < 0,05). Злоупотребление студентами алкоголем и табакокурение взаимосвязано с заболеваниями (r =0,36; р < 0,05).

Таким образом, корреляционный анализ позволил выделить ряд дополнительных факторов, влияющих на возникновение пограничных психических расстройств и их взаимосвязь, внутреннюю структуру. На основе полученных данных можно выделить группу риска. Сюда относятся, прежде всего, работающие и имеющие семью студенты. Именно эта группа студентов подвержены воздействию психотравм и имеют высокие показатели по основным методикам. В группу риска входят студенты, злоупотребляющие алкоголем и табакокурением и, как следствие, имеющие проблемы со здоровьем. Чаще в эту группу попадают мужчины. Отсюда можно сделать вывод: совмещение учебы и работы среди студентов, как младших, так и старших курсов, является весомым фактором риска по отношению к изучаемому кругу расстройств.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Классификация конфликтов
Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратк ...

Стресс и его особенности.
Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Оказалось, что на неблаго­приятные воздействия разного рода - холод, усталость, страх, униже­ние, боль и многое другое - организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим, однотипным комплек­сным процессом вне зависимос ...

Развитие познавательных процессов детей раннего возраста
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится и к сенсорному развитию. Сенсорное развитие — это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цвет ...